# Прокачиваем ленивого аватара

Здорово, что в компьютерной игре можно выбрать персонажа, за которого будешь играть. Хочешь - будешь эльфом, орком, или магом.

Жалко, что в жизни не так. В жизни тебе достаётся та тушка, которая достаётся. Вообще не факт, что ты стартанёшь с хорошей локации, с достойным набором шмоток и запасом голды. Справедливость в этом распределении не просматривается вообще.

Хотя может так даже интересней. Главная ведь цель игры - это развитие персонажа. Чем ниже старт, тем больше потенциал для роста. Руки/ноги/голова на месте, — уже неплохо.

Дальше вроде всё просто - прокачиваешь персонажа, постепенно покоряя игровой мир. И вот тут обнаруживается существенное различие между виртуальным и реальным мирами. В игровом мире никто не щадит своего персонажа, все выжимают максимум экспы, мощные скилы, больше всех ресурсов и наикрутейший шмот.

В реальном мире всё по-другому. Удивительно мало "игроков" действительно стараются развивать своих "аватаров". Со стороны это может показаться странным, что вот есть игра, а игроки в нее почему-то не играют. Многие изобретают для себя какую-то удобную рутину вместо того, чтобы развиваться.

Оно и понятно. Жизнь всего одна, читкоды не работают, плоть устаёт, болит и дряхнет. Игра сложная, четкие правила не установлены, да и цель игры не понятна. Нет никаких уровней, очков или "шкалы пиздатости", по которой можно быстро оценить свой успех.

В отличие от персонажа игры, в живом человеке всегда борются две противоположные силы. С одной стороны - либидо ("пиздатость" по Фрейду), которое требует от персонажа развиваться. И, по другую сторону - механизмы энергосбережения: ешь побольше, двигайся поменьше. В современном мире, где базовые потребности удовлетворены, зачастую побеждает второе.

Таким образом, наши персонажи попадают в "📝 ловушку", в которой было бы здорово прокачиваться, но это больно и сложно. Парадоксально, но к другим мы относимся совсем иначе: даём отличные советы друзьям и близким, понимаем важность дрессировки питомцев. Однако дисциплинировать себя и следовать собственным советам как-то не всегда получается.

Усугубляет ситуацию иллюзия контроля. Мы верим, что полностью управляем своей жизнью, всё делаем правильно и в любой момент можем измениться. Реальность же такова, что мы движемся по накатанной траектории с высокой инерцией. Очень сложно и долго заводить хорошие привычки и бросать плохие. Меняться вообще сложно: манна ограничена, а имеющиеся скилы нужно постоянно поддерживать, чтобы не растерять.

Главное помнить, что человек - это и игрок и персонаж в одном лице. Но управлять собой как персонажем в игре не получится. Игрок должен быть тренером и лучшим другом своего персонажа. Нужно любить своего персонажа, чтобы прокачивать его изо дня в день, но при этом не сломать. Нужно аккуратно давать ему обещания и выполнять их, чтобы не потерять его доверие. Нужно уметь хвалить его за успехи и помогать переживать неудачи. Только тогда ваш персонаж будет искренне заинтересован в выполнении задач, которые вы перед ним ставите.


21 октября 2024 г.
📝 All posts