# Счастливый менеджер охотится за отказами

Есть причина, по которой я сочувствую психологам. Часто их задача — убедить человека в том, что он не прав. Приходит к тебе клиент и говорит: "Смотрите, какой я хороший, а вокруг все мудаки" — и платит тебе деньги за то, чтобы ты ему это подтвердил. Люди готовы платить хорошие деньги, чтобы получить высокооктановое одобрение от квалифицированного специалиста.

Но если ты дашь ему ровно то, что он хочет, то как психологу тебе грош цена. Хороший психолог заставит клиента разобраться в ситуации прежде, чем делать оценки и выводы, возможно, посмотреть на проблему с разных углов и поискать причины в себе. Короче говоря, доказать, что "желание клиента" и "реальная потребность клиента" — это две совершенно разные вещи.

В программировании похожая ситуация возникает при работе с заказчиками. Приходит менеджер и говорит, что фича нужна ещё вчера, проекты горят, бюджеты выделены, надо делать. В большинстве случаев (на моих проектах точно) желание заказчика не на 100% совпадает с возможностями разработки. Всегда есть что-то "под капотом", что нужно учесть, даже если фичу можно сделать в срок.

Например, всё можно сделать в срок, но пожертвовав качеством архитектуры и заложив бомбу замедленного действия, которую потом потребуется разминировать. Или нужно больше денег/времени/людей. И перед разработчиком встаёт вопрос — как поступить.

Плохой вариант — найти самый дешёвый способ, который позволит решить проблему прямо сейчас без оглядки на возможные побочные эффекты.

Сложный вариант — убедить заказчика, что он не прав. Что его хотелка имеет негативные для проекта последствия. Для этого придётся в режиме психолога понять заказчика — его мотивацию, весь контекст его знаний, который он использовал для построения гипотезы, добавить к этому свою картину. Причём не просто объяснить заказчику ситуацию, но и убедиться, что он понял и твою точку зрения, и твои опасения. И когда эта работа проделана, следующий этап может оказаться ещё более сложным — поиск компромиссного решения.

В зависимости от того, насколько разработчик "бывалый", он предоставит менеджеру разный результат:

  • Джун сделает то, что менеджер попросил сделать
  • Мидл сделает то, что менеджер имел в виду когда ставил задачу
  • Сеньор сделает то, что менеджеру (и проекту) действительно нужно

Между заказчиком и исполнителем всегда есть определенные трения, и это абсолютно нормально. Если трения нет - скорее всего это плохой заказчик и плохой исполнитель. Опытные ребята превращают процесс согласования задачи в танец, в ходе которого пытаются друг друга понять, учесть все нюансы и заложить фундамент для будущей успешной фичи, которая гармонично впишется в проект.

Хороший менеджер всегда готов к отказу сделать всё как он хочет, чтобы понять, как сделать всё еще лучше, или избежать ошибок.


30 декабря 2024 г.
📝 All posts