# Режим недоверия

Вокруг нашей работы крутится столько различных технологий, подходов и продуктов, что перепроверять все подряд и вгрызаться в суть происходящего по любому мелкому поводу не получится. Просто не хватит времени.

Однако даже в самых надежнейших и проверенных временем инструментах зачастую находятся существенные баги, недостатки и места для улучшений. Возникает логичный вопрос - чему можно довериться и использовать как коробочное решение, а чему доверять нельзя и лучше изучить все с нуля. Разобрать продукт по винтикам, убедиться что каждая деталь по отдельности и конструкция в целом работает как надо и при необходимости что-то переделать.

Я считаю, что нужно сразу все перепроверять как минимум в двух случаях:

  1. Это продукт, который проектируешь непосредственно ты.

Необходимо перепроверить надежность каждого механизма, который лежит в основе нового продукта. Переосмыслить и подвергнуть сомнению саму концепцию и детали архитектуры.

Как Илон Маск, который при проектировании ракеты в первую очередь задал себе вопрос: "Действительно ли необходимо, чтобы дорогостоящая первая ступень как есть сгорала в стратосфере? Можно ли эту проблему исправить?"

Если ты производишь автомобиль, нужно уметь легко и развернуто отвечать на вопросы типа: "Почему именно круглый руль стал отраслевым стандартом?". Почему 4 колеса - оптимальное количество колес? Почему у Ровера Яндекса больше колес? Может они что-то знают?

Кончено, можно взять и скопировать продукт у конкурентов, не погружаясь в детали, но при таком подходе почти невозможно сделать что-то инновационное.

  1. Недоверие как антикризисная мера.

Тебе отдают продукт, или команду, или задачу, с которой есть проблемы. Никто не понимает до конца, как что работает. На вопросы типа "почему так?" ты слышишь ответы навроде "кто-то умный когда-то так сделал", или пресловутое "так сложилось исторически". Но понимания все равно не появляется.

В такие моменты в голове должна загораться тревожная лампочка. Необходимо исследовать все самому начиная с азов. На это уйдет много времени, но обязательно обнаружатся косяки, которые необходимо исправлять.

После этого ты указываешь на косяки. Тебе говорят что-то типа "это невозможно исправить" или "это не баг, а фича". К таким фразам тоже нужно отнестись с недоверием, потратить время и разработать стратегию по улучшению. Либо убедиться, что все безнадежно и сформулировать это в понятных терминах, но такого почти не бывает.


7 сентября 2023 г.
📝 All posts