# Одобрение против выживания
Человек неотделим от общества. Для нас социальное 📝 одобрение не менее важно, чем еда. Без еды человек умирает физически. Без социального одобрения его изгоняют из племени, что влечет за собой те же страдания и последующую, весьма вероятную, гибель. Хочешь продолжить род – отвечай стандартам того общества, в котором находишься. Убедись, что ты "авторизован" в стае и имеешь доступ к ништякам, а то хана.
Современному человеку не приходится мыслить в таких терминах. Социальное одобрение перестало быть вопросом выживания – мы смотрим с вершины пирамиды Маслоу на базовые потребности с нескрываемым снисхождением. Нам не приходится рисковать своей шкурой ради еды, воды и крыши над головой. Достаточно соблюдать элементарные социальные контракты: родился, отучился в школе, затем работаешь до пенсии и потихоньку комфортно умираешь. Общество сделает так, чтобы у тебя при этом всё было "в общем и целом чики-пуки". Казалось бы, в таких условиях "поиск одобрения" должен утратить значимость (живи, бери что дают, кайфуй), но часто происходит обратное.
Человеческий мозг запрограммирован на то, чтобы постоянно решать задачу "выжить и продолжить род". Когда эта задача решена – мозг придумывает себе что-то другое, чтобы "сублимировать процесс выживания". Другими словами, как только заканчиваются реальные проблемы – начинаются игры.
И тут-то игра в "поиск одобрения", она же игра в "кто круче", получает вторую жизнь. Повод для этой игры – отсутствие необходимости решать насущные задачи выживания. Объективного смысла у игры нет, поэтому она и называется "игрой".
В этой игре побеждает уже не тот, кто выживет, а тот, кому достанется больше одобрения от своих авторитетов. За отсутствием объективности каждый выбирает для себя самую комфортную "📝 шкалу крутости". Один измеряет свою крутость в сантиметрах, другой в долларах – оба становятся победителями, каждый в своих (и своих авторитетов) глазах, видах спорта и весовых категориях.
В качестве авторитетов можно выбирать кого угодно. Если ты вырос в маленькой деревушке на Урале, возможно, для тебя важно, чтобы "пацаны уважали, а девочки давали". Если ты воспитан на доте и дваче – можешь предпочесть виртуальных мальчиков с бластерами и ласковых девочек с тентаклями. Принцип остаётся тем же: главное, чтобы они посылали сигналы о том, что "ты молодец, ты лучше других". Сигналы могут быть разными и не всегда позитивными, но смысл должен быть именно в том, что "мы тебя ценим".
Что общего между программистом и эскортницей? Что общего между заботливой матерью и террористом-камикадзе? Все они стремятся к одобрению значимых для них авторитетов. Ценности разные, а потребности в признании одинаковые.
Но можно проследить забавную зависимость: чем дальше цели игры от реальных потребностей в выживании и продолжении рода, тем меньше люди начинают ценить собственную физическую жизнь. Иными словами, чем важнее становится игра, тем сильнее можно неплевать на всё остальное.
Правила игры просты, хотя победа в ней не гарантирована. Многие проигрывают, не в состоянии получить одобрения от своих авторитетов и не в состоянии самих авторитетов заменить. Но участвуют в этой игре все без исключения.